Состоялась встреча Томской православной молодежи с епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном06 Март 2015
5 февраля, в день Сретения Господня, в рамках празднования Дня молодёжи, в Томской православной духовной семинарии прошла встреча епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана с молодёжью Томской области.
Встреча с владыкой была долгожданной и ребята, участники молодежных клубов, начали готовить вопросы ещё за месяц. Всего вопросов набралось более 160 и т. к. в рамках полуторачасовой встречи задать их все было невозможно, владыка, заранее с ними ознакомившись, обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором постарался затронуть те темы, которые волновали молодых людей.
Владыка заметил, что его порадовало то, что большинство вопросов, которые задавали ребята, были вопросами о том, как прийти к Богу, как воцерковиться, о духовной жизни и о том, как христианину оставаясь христианином жить в современном мире.
Владыка начал с ответа на вопрос «Что вы ждёте от нас, православной молодёжи?», выразив пожелание, чтобы общение было «от избытка сердца».
«Чего же мы ждем от молодёжи в Церкви? В первую очередь, чтобы молодёжь научилась Любви, то есть тому, к чему, казалось бы, молодежь и так стремится, и без Церкви, и помимо Церкви, что естественно для молодости. Но при всей естественности этого глубокого чувства, современный мир бесконечно далёк от той любви, о которой свидетельствует божественное откровение.
Конечно, в первую очередь, истинная любовь черпает свои силы в Боге, и поэтому, в первую очередь, любовь совершенная - это любовь к Богу, ко Христу - к Богу, пришедшему в этот мир
Ведь Бог есть сама любовь. Если мы окажемся неспособны оценить любовь Бога, совершенную любовь, то мы не найдем в себе силы любить и друг друга. А любящему, как говорит Слово Божие, всё споспешествует ко благу. Поэтому если будет это самое главное духовное состояние в молодых сердцах, то всё остальное - и личная жизнь, и служение в Церкви, и деятельность в этом мире, и забота друг о друге будут совершенны. Если же не будет этого главного, то всё остальное будет напрасно».
В заключение епископ Силуан напомнил слова апостола Павла о любви, и заметил, что ни вера, ни знание, ни мученический подвиг без любви не имеют никакого значения, «это то, с чего нужно начинать для того, чтобы стать святым».
«Как стать святым?» звучит ещё один из ваших вопросов. Меня он очень порадовал. Так вот святость – это полнота совершенства. Но Слово Божие совокупностью совершенства именует именно любовь, так вот с этого должно начинать. Но, начиная с этого, нам нужна среда, где бы действительно духовная, подлинная любовь возрастала бы в нашем сердце, созидалась бы, и такой средой на земле является Церковь.
«Что значит воцерковиться?» – спрашивает один из вас. Это одновременно и простой, и сложный вопрос. Простота его в том, что есть внешние признаки воцерковления – нужно регулярно ходить Храм и участвовать в богослужении. По заповеди Божией мы должны это делать, как минимум, один раз в неделю, принимать участие в суточном круге богослужения. Как правило, это воскресный день – нужно быть на всенощном бдении в субботу вечером и на Божественной Литургии в воскресенье утром. Помимо этого, необходимо причащаться и, если мы обратимся к преданию церковному, засвидетельствованному, в том числе, и канонами вселенских соборов, то нормой причащения для церковного человека является приступать к Чаше не реже одного раза в три недели – вот это формальный внешний признак церковности. Соблюдать посты как продолжительные, так и посты, установленные в среду и пятницу, поскольку пост – это не формальное, не телесная только диета, это некое исповедание нашей веры. В среду Христа предали, в пятницу Его распяли, и мы почитаем эти дни некоей светлой скорбью. Скорбью - поскольку человеческий род явил здесь своё недостоинство, свою низость, но светлой, потому, что сами страдания Спасителя стали точкой отсчета обновления всех нас, духовного возрождения созданного Богом человечества. Молитвенное правило, которое каждый из нас должен совершать ежедневно, по крайней мере, вычитывая утренние молитвы и молитвы на сон грядущим, а так же вознося молитву перед трапезой и благодаря за неё Бога. Чтение Евангелия ежедневное – это внешние, формальные признаки церковности. Если мы не будем делать этих простых внешних вещей, мы не приобретём и внутреннего содержания – Духа церковности. А Дух этот выражается, в первую очередь, в том теплом, сердечном отношении к Церкви, Храму, святыням, в основе которого и лежит любовь ко Христу.
Во вторых, церковность выражается в определенном умонастроении, образе мысли. Церковный человек смотрит на окружающий мир под особым углом зрения, видя в своей жизни действие промысла Божия, видя в окружающих людях не преступников, и не врагов, а созданий Божиих, призванных, как и мы, к вечной жизни, образ Божий, который обладает глубоким духовным потенциалом, к сожалению, не всегда раскрывающимся. Это особое видение, духовное видение, церковное видение, это и означает воцерковление.
Ну и конечно, воцерковление означает исполнение воли Божией, то есть хранение святых заповедей. Церковный человек становится духовным человеком, и, по слову Священного Писания, судит обо всем, а о нем судить никто не может. Потому что духовное видение мира – это наиболее объективное к нему отношение, ведь мир создан Богом, поэтому помимо видимой вещественной, материальной реальности есть реальность духовная, поэтому игнорирование её означает, что человек не видит мир таким, какой он есть на самом деле. По мере нашего воцерковления мы должны становиться духовными людьми, и об этом свидетельствует особое духовное воззрение на вещи.
Именно на этом пути лежит решение одной из тех важных задач, которые формулирует перед нами Церковь в лице святых соборов и святейшего патриарха. Эта задача – возрождение общинного строя церковной жизни.
Но что такое община? Наиболее близким аналогом общины в нашей повседневной реальности является семья. Церковный приход становится общиной тогда, когда все его члены начинают воспринимать друг друга как отца и мать, сына или дочь, брата или сестру. Тогда приход становится тем, что описывает книга Деяний святых апостолов, когда говорит о первой христианской общине -у всех у них «было одно сердце и одна душа…всё у них было общее». Когда у нас будет одно сердце и одна душа, тогда мы и достигнем своей цели.
Конечно есть множество средств, для достижения этого. Прежде всего, в основе жизни общины лежит богослужение. Церковь - это прежде всего молитвенное единение с Богом, но, конечно, богослужением жизнь общины не может ограничиться, и мы видим, как и в первые христианские времена, богослужение было не средой, в которой древние христиане находили некое утешение лично для себя, а источником сил для служения ближнему.
Богослужение мы так и должны воспринимать, мы должны здесь черпать духовные силы для исполнения заповедей Божиих, ибо для исполнения заповедей Божиих одних человеческих сил недостаточно. А главной заповедью является заповедь любви, в которых, по словам Спасителя, заключается весь закон Божий. Поэтому если мы живем полнотой богослужебной, молитвенной, таинственной жизнью Церкви, то мы исполнены этих духовных сил и имеем возможность, способность быть чадами Божиими, быть послушными Его святой воле, хранителями Его святых заповедей.»
Владыка выразил надежду, что эти важные истины будут сопутствовать церковной жизни и церковному служению и станут неким мерилом правды в отношении как к внешнему миру, так и друг другу для всех собравшихся.
Затем владыка Силуан отвечал на вопросы зала. Вопросы были разделены на четыре блока:
- Духовная жизнь;
- Жизнь в мире;
- Служение в церкви;
- Церковь и общество.
Свои вопросы задавали сами ребята:
«Что для вас означает счастье? Как православному человеку не стать потребителем в эпоху потребления? Должна ли православная молодёжь быть активной в современной жизни, активно участвовать в экономической и политической жизни страны? Или задача православного христианина – это внутренняя работа над собой. а мир только отвлекает его от этой задачи? Какими критериями должны руководствоваться люди, когда выбирают себе спутника жизни? Любимые люди – две половинки или две пары? Каким образом и как должна осуществляться работа молодого православного миссионера? Нужно ли открыто говорить о вере с теми, кто открыто порицает её, и как общаться об этом с душевнобольными? Как настоятелям и социальным работникам научиться отличать, когда человеку полезно доброделание, а когда нет, и что посоветовать человеку, который хочет помогать другим, но пока ещё духовно не готов? Какими методами можно привести ребенка к осознанию выбора веры, кроме как быть личным примером? Праведный гнев – что это означает? Какие практические советы и рекомендации Вы могли бы дать для стяжания святого Духа, помимо молитвочтений, и как правильно стать христианином?"
В заключение руководитель отдела по делам молодежи Томской епархии Андрей Труш выразил надежду, что такие встречи станут доброй традицией и пригласил всех на Молодежный Сретенский вечер, который состоялся в тот же день в Губернаторском колледже культуры.
Источник: Сайт Томской духовной семинарии
Фото: Павел Сушил