Экспедиция, в которую никто не верил11 Июль 2014
Что мы знаем о Якутии? Там добывали золото и уран. Это самый крупный регион России. В Якутии сохранились малые народы. А еще память живущих в этой республике людей сохранила то, чего нельзя забыть – в советские годы эта земля стала кладбищем для миллиона репрессированных – миллионом неоплаканных могил. Именно эта сторона истории нашла отклик в сердцах молодых людей, которые после долгих подготовок отправилась в экстремальную велоэкспедицию по местам бывших лагерей ГУЛАГа, располагавшихся некогда на территории Якутии.
Международная молодежная миссионерская велоэкспедиция«Дорогами памяти. Томск – Саха (Якутия) 2014» стартовала 1 февраля 2014 года, в самый разгар сибирских морозов. С трудом верилось, что команда преодолеет расстояние в 4 тысячи километров на велосипедах, да еще и в условиях экстремальных морозов. Скептики посмеивались, близкие молились, команда же уверенно готовила снаряжение. Через два с половиной месяца, 17 апреля, штаб экспедиции получил известие - команда успешно достигла конечной точки маршрута, выполнив все задачи! Какую цель преследовали участники проекта, что открылось им и каковы их дальнейшие планы, они рассказали по своему возвращению.
В состав международной экспедиции «Дорогами памяти. Томск – Саха (Якутия) 2014» вошли четверо человек, томичи: руководитель проекта Иоанн Чечнев, путешественник Егор Ковальчук, фотограф и видеооператор Оксана Луговая, и гражданин Польши велопутешественник Кшиштоф Суховерский. Маршрут предполагал прохождение на велосипедах всей Якутии с юга на север, от г. Нерюнгри до пос. Черского, по дорогам, вдоль которых строились лагеря ГУЛАГа.
«В Якутии лагеря располагались каждые 50-60 километров. В них погибло более 1 миллиона человек. Наш маршрут будет проходить по дорогам, которые, фактически, сложены на человеческих костях», - рассказывал руководитель проекта Иоанн Чечнев, готовясь к экспедиции.
Всего на территории республики Саха (Якутия) располагалось по некоторым данным 165 лагерей, общая площадь которых составляла треть республики. Только в Оймяконе, самой холодной точке на планете, или как его еще называют «Полюсе холода», действовало 32 лагеря. Нет смысла говорить, что условия существования в них были невыносимыми.
Метод экстремальных экспедиций
Помимо преодоления 3800 километров в условиях экстремально низких температур участникам предстояло выступить с рассказом о бывших лагерях и поселениях, находившихся на якутской земле, более, чем в тридцати образовательных учреждениях Якутии: как светских, так и духовных. Ребята разработали новый метод подачи исторического материала - «метод экстремальных экспедиций», который, надо сказать, оправдал себя на все сто. Трудности пути, переплетаясь с живой историей, стали для слушателей проводником в трагическое прошлое нашей страны, наших предков.
Иоанн Чечнев: «Наша экспедиция не являлась PR-компанией, экстримом, желанием поставить тот или иной рекорд. В команде не было ни одного человека, который бы считал себя спортсменом, туристом, велосипедистом. Экспедицию не спонсировала ни одна из действующих политических партий. Единственное, что двигало нами - это память об этих людях».
Целью, ради которой совершилась экспедиция, и было увековечивание памяти жертв сталинских репрессий 30-х – 50-х годов ХХ столетия. Помимо этого проект «Дорогами памяти» носил миссионерский характер. Весь путь ребята везли с собой икону собора новомученников и исповедников российских, перед которой в местных церквях совершались молебны.
Первые трудности
Идея проекта «Дорогами памяти. Томск – Саха (Якутия) 2014» появилась около двух лет назад. В течение этого периода она корректировалась, дополнялась и уже летом 2013 года был составлен полный проект, который удостоился звания лучшего молодежного социального проекта Томской области и получил небольшой грант.
Доброе начало было положено. Далее команда выступала на различных площадках, искала поддержку, спонсоров, разослала более тысячи писем в различные компании, но, вы удивитесь, поддержать этот уникальный проект решились единицы. Никто не верил в возможность прохождения этого пути молодежной командой, а тема ГУЛАГа, миссионерства явилась и вовсе камнем преткновения.
Как бы ни происходило начальные трудности лишь укрепили в участниках веру, что этот проект состоится. За неделю до отъезда в Якутию, у команды еще не было палатки и спальников. Но была вера, благодаря которой они точно знали – экспедиция состоится, с палаткой или без.
Неарктический транспорт
Прохождение всей территории Якутии возможно только в зимнюю пору, по «зимникам». В летнее время эта местность представляет собой трудно проходимые болота. Вариант с комфортным автомобилем был исключен сразу - так метод экстремальных экспедиций потерял бы свою суть. На лыжах пройти расстояние в 3800 километров невозможно, следовательно, единственным средством передвижения оставались велосипеды.
«Они были самого бюджетного варианта, такие, на которые у нас хватило финансов. Когда представители спортивного мира увидели их, то были в шоке. Мы не отказались бы от машины сопровождения, но это прибавило бы к бюджету проекта еще полмиллиона рублей».
«Палатку вез Кшиштоф Суховерский. Когда я ее впервые увидел, то вспомнил палатку Руаля Амундсена, который в XX веке шел к северному полюсу. Его палатка была чуть лучше нашей» - уже с улыбкой рассказывал при встрече руководитель проекта Иоанн Чечнев.
Первый этап проекта был реализован на Томской земле. В декабре 2013 года российская команда в том же составе прошла на велосипедах по маршруту Томск-Мельниково-Кривошеино-Молчаново-Парабель-Каргасок. В нем они опробовали снаряжение, свои силы и убедились в эффективности «метода экстремальных экспедиций».
1 февраля, когда столбик термометра показывал минус 50 градусов, команда села на «железных коней», начиная путь уже по Якутии. Фотограф и видеооператор проекта Оксана Луговая, осуществляла функцию координатора и передвигалась на попутном транспорте.
Миссия
Якутская земля оказалась очень интересной. Православие сюда еще почти не проникло, в некоторые населенные пункты священники приезжают только по большим праздникам. Именно поэтому проект оказался очень актуальным.
«Мы доносили тему памяти: говорили о репрессиях, о истории, о лагерях. Рассказывали о подвиге новомученников, о нашей святой Татиане Томской (Гримблит), жизнь которой является очень хорошим примером для современной молодежи. Говорили о ценностях: как ценили люди в лагерях кусок хлеба, о вере, ведь даже Солженицын писал, что в тюрьмах самыми стойкими были именно верующие».
Якутские лагеря
Почти каждый день штаб экспедиции принимал сообщения о состоянии участников и их снаряжении, о метелях, поломках, встречах с людьми, и вместе с этими событиями все возрастающий накал переживаний, проникновение в трагические судьбы.
«Пройдя ледовую переправу на р. Алдан мы вновь вышли на разбитую дорогу усыпанную щебенкой. На ней нет крестов, привычных оградок, нет живых или мертвых цветов. Ее принято называть «Магаданской трассой». Люди от непосильных условий существования падали и умирали прямо возле дороги, а лагерные участки здесь располагались каждые 10-12 километров. На скольких тысячах тел погибших стоит эта дорога сказать сложно. Это, пожалуй, одно из самых протяженных, и совсем не почитаемых кладбищ на нашей земле». 4 марта. Иоанн Чечнев.
«Особенно запомнился тот день, когда уже на закате мы подъехали к лагерю "Васильевка". Мороз крепчал, слезы на лице стянули глаза и с трудом позволяли смотреть за горизонт, на землю, где находились тысячи разрушенных временем столбиков с надписью «ЗК». Подойдя к часовне, которая стоит на месте кладбища, мы зажгли маленькую лампадку, прочли молитву. В этот момент я в большей степени осознал значимость всего происходящего! «Это стоит того!» - кричал во мне внутренний голос. Это стоит того, чтобы пройдя тысячи километров зажечь в вечном холоде маленький огонек в память о своих предках, которые верили, что о них когда-нибудь вспомнят…» 24 февраля. Иоанн Чечнев.
«Васильевка» - лагерь, в котором заключенные работали всего 3 месяца. А после умирали: от голода, зверских истязаний и холода. Ведь 40% территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Следующий этап поставлял новых заключенных, снова на 3 месяца, в конвейер смерти.
В Якутии действовали не только мужские, но и женские лагеря: «Мы встречали истории, когда молодые девушки, даже девочки 13 лет попадали в этот лагерь из-за того, что при разгрузке вагонов они засунули к себе в карман горсть пшеницы».
«Оксане удалось снять живые воспоминания людей, которые пробивают до слез: о ГУЛАГе, о страшных пытках... Люди еще помнят как расстреливали, как этапы шли. В Усть-Нере нам рассказывали, как находили целые ящики с человеческими кистями. Когда заключенные сбегали из лагеря, местным жителям за каждого из них давали мешок зерна, в доказательство они приносили отрезанную руку сбежавшего. Это было очень распространено по всему северу» - рассказал руководитель проекта.
Страх репрессий живет в жителях этих мест до сих пор. Это большая травма для всего народа, о ней не говорят. Люди, чьи воспоминания удалось снять, давали интервью в своей жизни первый раз.
«Слава Богу – потеплело - минус 35!»
Команда продвигалась часто не только днем, но и в темное время суток, ночью.
«Температура, при которой приходилось двигаться была -55. Велосипед просто не хотел ехать. При переходе до г. Якутска трижды приходилось возвращаться из-за неполадок. На четвертый раз, выехав, мы проехали всего 10 километров и 3 часа возвращались пешком. – поведал о трудностях Иоанн Чечнев. - Едешь и понимаешь, что если перестанешь крутить педали, то возможно «машина» опять заглохнет. Пятый переход завершился благополучно. Мы выехали полпятого утра и в час ночи прибыли в населенный пункт, преодолев 95 километров. Невозможно было ехать, но мы как-то ехали. После Якутска морозы стали спадать».
«Никогда не думала, что скажу «Слава Богу – потеплело - минус 35!» - с улыбкой добавила Оксана Луговая.
Самый большой переход у команды был свыше 200 километров и занял 28 ходовых часов. «Мы выехали в 6 утра и приехали в населенный пункт только в 10 утра следующего дня. Такое долгое пребывание на холоде, еще и в темное время суток, конечно, переносится достаточно тяжело. Марафоны такие делали на участках, где нежелательно было ночевать. Потом через какое-то время мы более-менее привыкли».
Слушая о невероятной выносливости, я почти забыла, что наши герои тоже же люди. Набравшись смелости, спросила: «Где же вы спали?» Не знаю, как покажется читателю, но у меня от ответа пробежал по спине холодок:
«Ночевки первой части пути мы не мыслили без палатки, потому что мы только столкнулись с теми условиями. Но на разбивку лагеря уходило очень много времени, а на утро просыпались в обледеневшем панцире. Потом мы поняли, что можно обходиться и без палатки, и вторую часть пути уже ночевали просто под открытым небом: в сугробе растаптывали место, клали коврики и залазили в спальники. Спали по 2-3 часа, при нашей адаптации этого уже хватало. Самая холодная ночевка без палаток была при температуре почти -50 градусов».
Падали, но вставали
«Когда мы шли по Колыме, основная сложность была связана с метелями, с опасностью попасть в метель, потому что в тех условиях все дороги переметает и дорога буквально сравнивается с обочиной, снега очень много. Мы попали в самый пик, Егор ехал впереди, я за ним в 50 метрах и уже не видел следа от его велосипеда. Ветер сбрасывал с велосипедов, мы падали, но вставая, все равно были спокойны. В течении экспедиции, я искал в себе чувство страха, но понял, что цели проекта превыше страха. Это целая миссия, страх по сравнению с ней мелкое чувство. У нас никогда не было мыслей повернуть назад. Впереди был только г. Черский. – поделился руководитель проекта. - Мы знали, что если сломается велосипед, то мы будем идти пешком».
Место встреч
Как ни удивительно, но команда оказалась не единственной на этих дорогах. За время экспедиции им повстречалась английская велопутешественница Хэлен и путешественница-француженка Патрисия Шишманова.
«Мы встретили также съемочную группу «National Geografic», которые в шоке выбежали из своих комфортных машин, и поставив множество аппаратуры, начали нас снимать. Потом встретили еще одну съемочную группу из Москвы. Многие удивлялись: «Почему при таком уникальном проекте рядом с вами нет машин сопровождения с подготовленной съемочной группой?» В тот момент было чуть-чуть обидно, что не все, кто знал о проекте, оценили его до экспедиции».
Сейчас, после того, как экспедиция успешно завершена, участники получают много писем, поздравлений от различных общественных деятелей, как России, так и зарубежья. Реализованный проект получил очень высокую оценку.
На вопрос о том, для чего люди путешествуют, ребята отозвались так: «Мы за то, чтобы любая деятельность человека, любое ремесло были направлены на пользу, и не только самому себе. Потому что многие экспедиции имеют эгоцентрический характер: человек преодолевает сложности, поднимается на вершину Эвереста, и, по сути, он делает это ради себя одного. Формат нашей экспедиции связан с высокой целью. Мы ради нее проходили эти трудности».
«Икона везла нас»
17 апреля, перед Пасхой, участники экспедиции «Дорогами памяти. Томск-Саха (Якутия) 2014» достигли пос. Черского. Там ими была передана в дар храму Рождества Христова икона собора новомученников и исповедников российских, которая проделала весь этот путь вместе с ними. «Мы говорим: «Не мы везли эту икону, а она нас». Преодолеть этот долгий и трудный путь нам помогла наша вера и молитвы».
Путь домой также не обошелся без приключений. Возвращаться героической команде пришлось автостопом, по причине отсутствия средств на перелет.
Но за три месяца и на якутскую землю пришла весна:
«Ехали уже по тонкому льду. Реки проходили на машине, воды было по двери, едешь и молишься! Подъезжая к р. Лене мы увидели официально закрытую переправу, размытую дорогу, много воды. Водитель был якут, он по якутскому обычаю вышел к реке, положил два пирожка в дар духу воды, потом сел в машину, сказал «С Богом!», и мы поехали. Документы у нас были на груди – полная готовность в любой момент покинуть «судно» в случае затопления».
Велосипеды, так верно послужившие, ребята продали в пос. Черском местному женскому клубу велосипедистов-экстремалов.
Продолжение следует
Экспедиция успешно завершена, все ее цели оказались реализованы. По собранному материалу команда планирует выпустить к середине лета 2014 года документальный фильм «Во власти холода». Также летом начнется работа над созданием книги «Дорогами памяти», в которую войдут дневниковые записи каждого из участников экспедиции и воспоминания людей о лагерях на территории Якутии.
В скором времени откроются фотовыставки на различных площадках г. Томска. Одна фотовыставка будет передвигаться по томским университетам, постоянная фотовыставка откроется в Томском краеведческом музее и Мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД», и еще с одной благотворительной фотовыставкой участники отправятся по десяти крупным городам России, где будут проводить презентации итогов экспедиции. Средства от фотовыставки будут переданы в Тунгусовский детский дом для детей-инвалидов.
«Данный проект, конечно, расширяет возможности фотографа, но мне ближе личность человека, в каких условиях находились люди. Задачи сделать суперфотовыставку не стояло, я изначально предполагала снять то, что получится, ведь это очень сложные условия: снимать при минус 45, минус 50 градусах.
Мне бы особенно хотелось пожелать фотографам, чтобы они больше снимали Россию. Не Индию, не Монголию, а наших людей, российских, которые не менее интересны» - поделилась Оксана.
Уже в декабре 2014 года команда планирует продолжить этот проект. Маршрут новой экспедиции будет проходить по странам, также связанным с темой ГУЛАГа. Продолжительность ее составит около полугода.
«Сейчас мы не говорим о данной экспедиции, мы заявим о ней чуть позже, но она уже закроет тему «Дорогами памяти».
Автор: Олеся Мазалова
Фото: "Дорогами памяти"
назад к списку новостей